Сплавы алюминия достаточно надежно свариваются лишь на шовных машинах с ламповыми прерывателями. При этом необходимо тщательно следить как за чистотой поверхностей заготовок, так и за чистотой контактной поверхности роликов. Режимы сварки алюминиевых сплавов приведены в табл. 117.
Таблица 117.Режимы шовной сварки алюминиевых сплавов с применением ламповых прерывателей.
Толщина заготовок в мм | Ширина контактной поверхности роликов в мм | Давление в кг | Время включения тока в сек. | Время выключения тока в сек. | Приблизительное число прерываний | Скорость сварки в | Сила тока в а | Примерный шаг точек в мм | |
в сек. | на 1 м шва | ||||||||
0,4+0,4 | 2,3 | 230 | 0,02 | 0,06 | 12,5 | 800 | 0,95 | 22000 | 1,25 |
0,6+0,6 | 2,8 | 270 | 0,04 | 0,08 | 8,3 | 714 | 0,7 | 26000 | 1,40 |
0,8+0,8 | 3,3 | 320 | 0,04 | 0,08 | 8,3 | 588 | 0,8 | 24000 | 1,70 |
1,0+1,0 | 3,6 | 340 | 0,06 | 0,10 | 6,2 | 500 | 0,75 | 32000 | 2,0 |
1,2+1,2 | 4 | 390 | 0,06 | 0,14 | 5 | 500 | 0,6 | 36000 | 2,0 |
1,5 + 1,5 | 4,8 | 430 | 0,06 | 0,18 | 4,1 | 400 | 0,65 | 38000 | 2,5 |
2,0 + 2,0 | 6,6 | 490 | 0,08 | 0,24 | 3,1 | 400 | 0,5 | 41000 | 2,5 |
Для получения хорошего качества швов при сварке на шовных машинах необходимо, чтобы ширина роликов соответствовала требуемой. Это достигается наличием на рабочем месте запасных комплектов роликов или специальным приспособлением для калибрования и зачистки роликов (фиг. 180). Зачистка контактной поверхности ролика производится резцом 2, а калибрование специальным калибрующим роликом 3. Такое приспособление устанавливается в зависимости от конструкции и размеров свариваемой детали или у одного, или у обоих роликов шовной машины.
Давление во время шовной сварки деталей должно сохраняться постоянным. Если сварка осуществляется на машинах, у которых давление создается через пружину, необходимо добиваться постоянного расстояния между роликами, контролируя его шаблоном, и при износе роликов регулировать расстояние так, чтобы степень сжатия пружины не изменялась. У машин, которые снабжены для создания давления пневматическими цилиндрами двойного действия, давление должно устанавливаться и контролироваться по манометру. При этом давление воздуха в сети должно быть постоянным. В процессе работы на пневматических машинах, снабженных цилиндром одинарного действия (подъем верхнего ролика производится пружиной), необходимо добиваться того, чтобы расстояние между роликами было постоянным.
При выборе режимов и наладке шовной сварки может быть рекомендована следующая последовательность работ:
1) проверяется исправность отдельных узлов и механизмов машины (трансформатора, механизма давления и привода роликов);
2) на машине устанавливаются ролики, рекомендуемые для данного материала и толщины;
3) с помощью сменных шестерен или вариатора скоростей устанавливается скорость сварки;
4) пружиной или редуктором (у пневматических машин) устанавливается рекомендуемое давление;
5) в первичную цепь машины включают амперметр и, производя опытные сварки с помощью переключения ступеней, устанавливают силу тока; сварочный ток при этом определяется умножением первичного тока на коэффициент трансформации трансформатора машины;
6) после подбора тока осуществляется опытная сварка деталей с проверкой качества сварки.
Прочность сварного соединения контролируется по образцам, испытанным на разрывной машине. Контроль плотности может быть выполнен керосиновой пробой.