Рис.3.Геометрические параметры режима стыковой сварки стержней
Основными параметрами режима стыковой сварки, на которые необходимо настроить машину, являются (рис. 3):
а)установочная длина(lу) — размер выступающего из электродов конца стержня;
б)величина оплавления (lопл) и осадки (lос) — соответственно размеры участков стержня, расходуемого на оплавление и осадку;
в)сварочный ток, определяемый мощностью выбранной для сварки контактной машины и настройкой сварочного трансформатора машины путем включения определенной ступени трансформатора.
Примечания: 1. Кроме перечисленных параметров режима стыковой сварки имеются другие параметры режима сварки, также оказывающие большое влияние на качество сварных соединений: скорость оплавления и осадки, продолжительность оплавления и усилие осадки. Кроме того, режим стыковой сварки с подогревом прерывистым оплавлением определяется также скоростью сближения и размыкания стержней, продолжительностью оплавления, короткого замыкания и пауз при каждом цикле подогрева и всего цикла подогрева и, наконец, количеством циклов подогрева.
2. Перечисленные в примечании 1 параметры режима в машинах автоматического действия выдерживаются независимо от оператора, а некоторые из них (в зависимости от типа имеющейся машины) настраиваются заранее в соответствии с заводскими инструкциями, прилагаемыми к машинам.
Настройка машин неавтоматического действия на параметры режима сварки, приведенные в примечании 1, заранее не производится, и эти параметры не контролируются приборами, а должны быть подобраны опытным путем и выдержаны оператором.
Точные оптимальные значения параметров режима стыковой сварки стержней зависят от конкретных условий: состояния оборудования, квалификации оператора и т. д. Поэтому вначале надлежит настроить машину, пользуясь для этого приведенными в настоящих Указаниях ориентировочными величинами основных параметров режима сварки. Затем путем сварки и контроля пробных образцов надлежит в каждом конкретном случае уточнить основные параметры режима сварки соединений стержней заданного диаметра, класса и марки.
Ориентировочные значения параметров 1у, 10Ш, 1ос, а также величины начальной скорости оплавления даны в табл. 4:
а) ступень трансформатора следует определять опытным путем, учитывая, что применение мягких режимов обеспечивает наибольшую пластичность и вязкость соединений и меньшую производительность процесса сварки, напротив жесткие режимы — минимальную пластичность и вязкость и максимальную производительность, поэтому жесткие режимы сварки не следует применять для соединения стержней классов А-II—A-IV, предназначенных для эксплуатации при отрицательной температуре и в условиях воздействия динамических нагрузок;
б) при сварке на машинах автоматического действия или с механизированным приводом осадки скорость осадки в начальный момент, пока не закроется зазор в стыке, должна составлять 15—20 мм/сек для стержней класса A-I и 20—30 мм/сек для стержней классов А-II— A-IV. После закрытия зазора в стыке скорость осадки может быть снижена до 2—4-мм/сек. При сварке на машинах с ручным приводом осадка должна производиться с максимальной скоростью;
в) оптимальная продолжительность оплавления и подогрева при прочих одинаковых условиях зависит от ступени сварочного трансформатора, она тем короче, чем выше ступень сварочного трансформатора. Ориентировочная минимальная продолжительность оплавления и подогрева для сварки арматурных стержней класса A-I при наивысшей ступени сварочного трансформатора приведена в табл. 5. Для сварки стержней классов А-II— A-IV ориентировочная минимальная продолжительность оплавления и подогрева в 2—4 раза больше приведенных в табл. 5;
г) для сварки на машине автоматического действия усилие осадки должно быть определено путем умножения удельного давления на площадь сечения стержня.
Таблица 4. Ориентировочные значения параметров режима стыковой сварки арматурных стержней из горячекатаной стали.
Диаметр стержней в мм | Площадь сечения стержня в кв.мм | t*y в мм | t*опл в мм | t*ос в мм | Начальная скорость оплавления при подогреве, в см/сек | Сварочный ток (непрерывного оплавления), в а | Начальная скорость оплавления при подогреве, в см/сек | ||
при непрерывном оплавлении | при оплавлении с подогревом | под током | без тока | ||||||
10 | 78 | 15 | 7 | - | 0,7 | 1 | - | 1 200 | - |
12 | 118 | 18 | 7 | 4,2 | 0,8 | 1,3 | 0,35 | 1 700 | 0,35 |
14 | 154 | 21 | 7,5 | 4,9 | 1
| 1,4 | 0,32 | 2 300 | 0,32 |
16 | 201 | 24 | 8 | 5,6 | 1,1 | 1,6 | 0,31 | 3 000 | 0,31 |
18 | 254 | 27 | 8,3 | 6,3 | 1,2 | 1,9 | 0,29 | 3 800 | 0,29 |
20 | 314 | 30 | 9 | 7 | 1,4 | 2 | 0,28 | 4 750 | 0,28 |
22 | 330 | 33 | 9,5 | 7,7 | 1,5 | 2,8 | 0,26 | 5 700 | 0,26 |
25 | 491 | 37,5 | 10 | 8,8 | 1,6 | 2,4 | 0,25 | 7 400 | 0,25 |
28 | 616 | 42 | 10,5 | 9,5 | 1,8 | 2,7 | 0,28 | 9 200 | 0,23 |
32 | 804 | 48
| 11 | 10,5 | 2,1 | 3 | 0,22 | 12 000 | 0,22 |
36 | 1018 | 54 | 12 | 11,5 | 2,2 | 3,2 | 0,2 | 15 300 | 0,2 |
40 | 1257 | 60 | 13 | 12,5 | 2,4 | 3,6 | 0,19 | 19 000 | 0,19 |
45 | 1590 | 67,5 | 13,5 | 13,5 | 2,7 | 4,1 | 0,18 | 24 000 | 0,18 |
50 | 1963 | 75 | 14 | 14 | 2,8 | 4,2 | 0,16 | 29 500 | 0,16 |
55 | 2376 | 83 | 16 | 15 | 3,1 | 4,6 | 0,15 | 35 500 | 0,15 |
60 | 2827 | 90 | - | 15,9 | 3,1 | 4,7 | 0,12 | 42 500 | 0,12 |
70 | 3848 | 105 | - | 16,7 | 3,4 | 5 | 0,12 | 58 000 | 0,12 |
80 | 5027 | 120 | - | 17,5 | 3,5 | 5,3 | 0,1 | 76 000 | 0,1 |
90 | 6362 | 135 | - | 18,5 | 3,6 | 5,4 | - | 95 000 | - |
* Данные приводятся для одного стержня; оптимальные значения могут быть выше приведенных в таблице.