При подземной прокладке трубопроводов в результате соприкосновения их с землей трубы подвергаются коррозии. Кроме того, поверхности труб разрушаются под действием блуждающих электрических токов. Чтобы защитить трубопроводы от коррозии, применяют три типа изоляции: битумную, битумно-резиновую, пластмассовую. В зависимости от агрессивных свойств грунта битумная и битумно-резиновая изоляция по конструкции подразделяется на нормальную, усиленную и весьма усиленную, отличающиеся количеством слоев битумного покрытия и обертки. Перед нанесением изоляции поверхность труб тщательно очищают от ржавчины и загрязнений с помощью специальных трубоочистительных машин или вручную. В отдельных случаях производят химическую очистку.
После очистки поверхность труб покрывают грунтовкой. Грунтовать трубы можно двумя способами: холодным и горячим. При холодном способе очистная машина покрывает поверхность труб праймером (раствором битума в бензине при соотношении по объему 1:3). Праймер обволакивает поверхность трубы, и после испарения бензина образуется пленка толщиной 0,1-0,15 мм. При горячем способе грунтовки на разогретую в печи до 300° С трубу наносят расплавленный битум и на горячей поверхности трубы образуется закоксовавшаяся пленка толщиной 40-50мк, постепенно переходящая в подсушенный битум. Толщина всего слоя при этом 0,1-0,3мм. Эта грунтовка может быть использована в качестве основного изоляционного покрытия при надземной и канальной прокладках трубопроводов.
После грунтовки на трубопровод наносят мастику, которую приготовляют в битумоварочных котлах, оборудованных смесительными устройствами. Наносят мастику на трубопровод при температуре 165-170° С. В качестве мастики применяют нефте-битум марки БН-IV. Для повышения механической прочности и твердости покрытий в битум добавлено 15-20% каолина (белой глины) и 5% резиновой крошки.
Обработка труб специальными веществами.
Толщина слоя битумной мастики 1,5-2мм, битумно-резиновой до 5мм. По горячему покрытию мастики трубопроводы спиралью обертывают крафт-бумагой, гидроизолом или бризолом. Края бумажной ленты должны перекрывать друг друга внахлестку на 20-30мм. Края ленты из гидроизола и бризола укладывают впритык. В этом случае между витками допускается зазор не более 2мм.
Наружную поверхность трубопровода обертывают защитным слоем из крафт-бумаги.
В последнее время для антикоррозийной изоляции трубопровода начали применять пластмассовые покрытия из пленки полиэтилена или полихлорвинила. Пленку в виде ленты смазывают полиизобутиленовым клеем и. наматывают спиралью на трубопровод.
Все работы по антикоррозионной изоляции трубопроводов необходимо выполнять механизированным способом в стационарных мастерских или в полевых условиях. При монтаже трубопроводов из отдельных секций их изолируют централизованно в мастерских непосредственно после сборки и сварки секций.
Примерная схема поточной механизированной линии (для сборки, сварки и антикоррозийной изоляции секций трубопроводов с условным диаметром от 100 до 500мм длиной до 40м) может быть такой. Все технологические операции в поточной линии полностью механизированы. Трубы располагаются на наклонном стеллаже, откуда с помощью сбрасывателя скатываются на транспортер.
Транспортер подает трубы на приемные роликовые и в специальный трубосварочный вращатель (центратор). Всеми операциями по подаче труб управляют с пульта. Трубосварочный вращатель центрирует стыки труб между собой без предварительной сборки и сваривает корневой слой шва в среде углекислого газа с помощью автомата, имеющего головку ТСГ-6. Второй и последующие слои шва также свариваются автоматически в среде углекислого газа второй головкой ТСГ-6, установленной на передвижной тележке.
После сварки с помощью приводных опорных роликов секция поступает на промежуточный стеллаж, где осуществляется контроль качества сварных швов рентгеноскопией на установке РУП-120-5; затем секция поступает по транспортеру в отделение изоляции. Операциями по подаче труб управляют с пульта.
В отделении изоляции секции проходят сушку в печи и попадают на приводную станцию, которая обеспечивает их поступательно-вращательное движение. Затем секции последовательно проходят через камеру очистки, машину для нанесения праймера, сушильную камеру и ванну для нанесения изоляции, оборудованную котлами для плавления и нагрева битума. Покрытые изоляцией секции вывозят на специальных тележках и автоматически разгружают на стеллаж. Погрузка секций на плетевозы производится также специальным устройством, оборудованным лебедкой и пультом управления.