В легированной стали в процессе сварки образуется значительно больше пор и шлаковых включений, чем в низкоуглеродистой стали. Это зависит от состава стали, в первую очередь от повышенного содержания углерода. Поэтому при сварке легированной стали все внимание сварщика должно быть обращено на нужное и правильное движение электрода. Главная особенность в движении электрода заключается в добавочных возвратных движениях. Совершенно не допускается при сварке узких валиков прямолинейное движение электрода. Взамен такого движения необходимо применять продольно-возвратный способ ведения электрода (фиг. 98, а), а также продольно-петлевой (фиг. 98, б).
Положительным при таком ведении электрода является то, что электрод движется посредине шва, затем несколько возвращается назад для вторичного прогрева только что наложенного слоя металла.
При наплавке широких валиков таким способом могут получаться поры по краям шва. Поэтому такую сварку следует производить с колебательным движением, т. е. с возвратом на краях. При таком движении электрод доводится до края шва, несколько задерживается и подается немного назад для вторичного прогрева наплавленного слоя (фиг. 99, а). Такая же операция повторяется на втором крае шва. Еще лучшие результаты дает применение петлеобразных колебательных движений электрода (фиг. 99, б).
В процессе сварки следует избегать наложения широких валиков, так как они вызывают лишний перегрев ванны и увеличивают образование усадочных напряжений.
Хорошее качество сварки легированных сталей можно получить при тщательном выполнении ряда требований, которые необходимо знать каждому сварщику. Концы валиков охлаждаются с большей скоростью, следовательно, закалка их получается наиболее значительной. В этих местах обычно появляются трещины. Для предупреждения трещин нельзя сразу после зажигания дуги передвигать электрод. Необходимо начало валика перекрыть наплавленным металлом, давая тем самым дополнительный прогрев. Нельзя при окончании валика сразу обрывать дугу до полного заполнения сварочной ванны (кратера) и дополнительного прогрева конца валика. Без такой заделки в кратере будут образовываться трещины. Кратер необходимо заплавлять на самом шве, так как вывод его на основной металл вызывает трещины.
При сварке легированной стали большое значение имеет правильная форма шва. Недопустимы подрезы, которые проходят по наиболее опасной закаленной зоне шва. Край наплавленного валика должен иметь правильную линию без выступов и узких перехватов. Сечение шва надо выдерживать постоянным. Удалять шлак следует лишь после полного охлаждения шва.
После сварки конструкции из легированной стали подвергают термической обработке, необходимой для снятия напряжений и предупреждения трещин, улучшения механических свойств наплавленного металла, отпуска закаленной зоны и повышения механической обрабатываемости шва.
В зависимости от химического состава стали отпуском при температуре от 200 до 600° можно устранить образование трещин, снизить твердость, улучшить обрабатываемость наплавленного металла.
Для предупреждения трещин полезен предварительный нагрев конструкции до сварки и подогрев ее во время сварки. Температура подогрева колеблется в интервале 100—350°. Режим термообработки обычно указывается в технических условиях на сварку конструкций.