Последние годы на заводах находит применение автоматическая сварка под флюсом с применением порошкообразного присадочного металла (ППМ). Этот вид сварки по сравнению с обычным способом автоматической сварки под флюсом имеет следующие преимущества:
скоpость сварки стыковых и угловых соединений увеличивается в 1,5—2 раза;
сварка стыковых соединений толщиной до 60 мм выполняется по одному проходу с каждой стороны без разделки кромок;
механические свойства сварного шва улучшаются за счет уменьшения перегрева металла сварочной ванны и кромок изделия;
уменьшается расход флюса в 1,5 раза;
снижается себестоимость в 2 раза.
В качестве ППМ применяют железный порошок ПЖ-2К по ГОСТ 9849—74* и крупку из электродной проволоки диаметром 0,8 1,6 мм, нарубленную длиной не более диаметра проволоки. При диаметре проволоки 2 мм длина крупки должна быть не более 1 мм.
Электрошлаковая сварка позволяет полностью отказаться от пакетов, заменив их толстыми листами в сплошностенчатых конструкциях. Основным преимуществом электрошлаковой сварки является возможность сварки деталей практически неограниченной толщины в один слой без обработки кромок. Вследствие симметричного расположения свариваемых кромок отсутствуют угловые деформации от сварки. Электрошлаковую сварку обычно применяют для сварки деталей толщиной свыше 45 мм.
Порядок наложения швов зависит от вида конструкций и способов сварки. Порядок наложения швов должен обеспечивать высокое качество сварных соединений, максимальную производительность, минимальные сварочные деформации, удобство и безопасность работ. Сварку конструкций необходимо начинать со стыков, которые следует сваривать предварительно в нижнем положении, преимущественно механизированными способами. При сварке стыковых швов должны быть обеспечены полный провар, отсутствие внутренних дефектов и хороший внешний вид. Перед наложением второго шва необходимо из зазора между свариваемыми деталями удалить шлак и грат с внутренней части первого (подварочного) шва путем вырубки корня шва. Это обеспечивает полный провар, отсутствие внутренних дефектов и проектную прочность шва.
Удаление корня шва производится абразивными армированными кругами толщиной 3—6 мм, пневматическим зубилом или воздушно-дуговым способом с последующей зачисткой стальными щетками. При воздушно-дуговом способе между корнем шва и угольным электродом возбуждается электрическая дуга, расплавляется часть основного и наплавленного металла, который вместе со шлаком выдувается сжатым воздухом.
Полный провар стыковых швов, выполняемых автоматами, обеспечивается односторонней сваркой на флюсовой подушке или стальной подкладке, а также двухсторонней сваркой. Флюсовая подушка обеспечивает полный провар при односторонней сварке автоматами, металла толщиной до 10 мм без разделки кромок и до 24 мм — с V-образной разделкой.