Особый интерес представляют четырехкрюковые мостовые краны Узловского машиностроительного завода (рис. 122), обеспечивающие кантовку изделий. На тележке четырехкрюкового крана имеются два автономных механизма подъема, каждый из которых имеет по два канатных барабана. Кантовка изделий производится включением на спуск одного из механизмов подъема, а второго — на подъем до тех пор, пока изделие не повернется на требуемый угол, после чего изделие опускается на стеллажи.
Для перемещения металла, деталей и конструкций между цехами, пролетами и на территории завода применяются следующие транспортные машины: межцеховые вагонетки, железнодорожные платформы, приводные рольганги и транспортеры, электрокары, автокары, автомашины и т. п. Межцеховые вагонетки перемещаются по рельсам, проложенным поперек пролетов. Перемещение вагонеток производят лебедками с бесконечным канатом, мотовозами, тракторами, электродвигателями через гибкий кабель.
Рис.122.Четырехкрюковый мостовой кран: а—общий вид; б—кинематическая схема двухбарабанного механизма подъема; в—схема кантовки; I,II,III,IV—этапы кантовки.
Однако на большинстве заводов применяются самоходные платформы (с электроприводом) и электропитанием от троллей, проложенных в подпольном канале сбоку от железнодорожных путей. Грузоподъемность таких платформ 15—20 т, скорость 30 м/с, управление осуществляется через колодку управления с кнопками: «пуск», «стоп» и «сигнал сирены». В походном состоянии колодка вместе с бронированным кабелем находится в руках водителя платформы. Питание электродвигателя осуществляется через токоприемник, встроенный в движущую каретку, подвешенную к раме платформы.
Троллеи с токоприемником расположены сбоку колеи в траншее, закрытой крышками на петлях. Крышки во время хода каретки последовательно открываются роликами, укрепленными на каретке. При поступлении большого количества металла и при задержках в подаче вагонов для отгрузки готовой продукции часть металла и готовой продукции приходится складировать вдоль железнодорожных путей. В этих случаях транспортирование металла и конструкций обычно производится на железнодорожных платформах.
Приводные рольганги и транспортеры для перемещения металла и деталей между станками обычно используются в цехах подготовки и обработки металла, а, также на участках по изготовлению сварных стержней из листовой стали (двутавровых, крестовых и др.)
При перемещении металла и деталей приводными рольгангами и транспортерами отсутствуют задержки, неизбежные при транспортировке груза и обслуживании рабочих мест мостовыми кранами и тележками.
Электрокары и автокары рекомендуется использовать для транспортировки небольшого количества мелких деталей между цехами и внутри цехов между пролетами, а также для доставки электродов, сварочной проволоки и других материалов с материального склада в цеховые кладовые.