Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на заводах металлоконструкций производятся с помощью грузоподъемных и транспортных машин, а также грузозахватных приспособлений. Основными грузоподъемными машинами являются краны (мостовые, подвесные, консольные, портальные, башенные и др.) и тельферы. На заводах металлоконструкций наибольшее применение находят мостовые краны различной грузоподъемности (от 5 до 100 т) с одной или двумя тележками.
Наиболее удобны для работы мостовые краны с двумя тележками, так как при изготовлении металлоконструкций приходится перемещать большое количество длинномерных грузов. Такие краны дают возможность быстро и удобно захватывать длинномерный металл и изделия в двух местах. Двухтележечные краны применяются только при поперечном движении кранов относительно основного грузового потока. При подъеме груза крапом с одной тележкой или конструкцией со сложной конфигурацией приходится определять центр тяжести груза методом пробных подъемов, на что затрачивается много времени. При однотележечных кранах длинномерный металл и изделия перемещают с помощью траверс, обеспечивающих захват груза в двух точках.
На отдельных заводах находят применение подвесные краны, которые перемещаются по подкрановым балкам, прикрепленным к нижним поясам стропильных ферм. Две линии подвесных кранов, обычно устанавливаемых в пролете, обеспечивают хорошее обслуживание рабочих мест и производственных площадей.
Недостатком подвесных кранов является ручное перемещение груза вдоль траверсы. Рабочим приходится работать под траверсой, которая висит на грузовых тросах и является грузом, что опасно в случае обрыва троса.
Консольные краны чаще всего применяются в качестве местных грузоподъемных машин, обеспечивающих обслуживание одного рабочего места клепальщиков, гильотинных ножниц.
На отдельных заводах небольшой мощности и мастерских применяются электрические тельферы, перемещаемые по балкам, расположенным над отдельными механизмами и рабочими местами.
Портальные, башенные и железнодорожные краны применяются для обслуживания открытых складов металла, складов готовой продукции, площадей для контрольных и общих сборок громоздких конструкций и др.