При вычислении поперечной габаритности груза (по ширине и высоте) проверяют боковую и верхнюю габаритность. Боковая габаритность груза проверяется на участке между размерами 1230 и 3880 мм от головки рельса (рис. 127, а). Верхняя габаритность (на участке выше 3980 мм) по ширине груза имеет переменное значение, зависящее от высоты груза. Так, при высоте груза от головки рельса 4650 мм максимальная ширина груза не должна быть более 1380 мм.
При погрузке длинномерных конструкций (свыше 24 м) производят определение расчетной негабаритности груза по кривой. Это вызвано тем, что при прохождении груза по кривым, ось груза смещается с оси пути. Максимальные смещения будут по концам и посередине груза.
Расчет крепления конструкций должен обеспечить устранение смещения конструкций в продольном и поперечном направлениях от действия инерционных сил, а также опрокидывания груза под действием опрокидывающих моментов от поперечной инерционной силы и ветровой нагрузки. Крепление конструкций от смещений и опрокидываний производят при помощи продольных и поперечных растяжек, торцевых и боковых стоек, упорных брусков, распорок и тяжей. Возможность рассыпания грузов устраняется применением хомутов. При погрузке конструкций в несколько ярусов груз предохраняют от поперечных сдвигов увязкой одного или нескольких верхних ярусов.
Рис.127.Поперечные габариты грузов и основные схемы погрузки конструкций на железнодорожные платформы:а—поперечные габариты;б—нормальная платформа с удлиненной базой;в—шестносная платформа;г—сцеп;д—четырехосная гондола.
При расчете растяжек определяют количество одновременно — работающих продольных и поперечных растяжек и количество нитей в каждой растяжке.
При симметричном креплении грузов полная потребность в растяжках увеличивается против полученной по расчетам в 2 раза. Диаметр проволоки во всех растяжках принимают равным 6 мм.
Погрузка и крепление конструкции на платформах и в полувагонах
Перевозку конструкций чаще всего производят на четырехосных платформах. Отправочные элементы длиной до 13 774 мм транспортируют на четырехосных нетормозных платформах грузоподъемностью 62 т, длиной до 14 200 мм — на четырехосной нетормозной платформе удлиненной рамой грузоподъемностью 62 и 63 т (рис. 127, б).
Двухосные платформы используются редко ввиду их изъятия из эксплуатации. Редко также используются шестиосные платформы (рис. 127, в) и четырехосные гондолы (рис. 127, д) ввиду ограниченного выделения их для погрузки конструкций. Для перевозки конструкций большой длины используют сцепы из нескольких (рис. 127, г) платформ.