Сборка клепаных конструкций может производиться из деталей с отверстиями и без отверстий. Отверстия в деталях могут быть выполнены двумя способами: по кондукторам «чистых отверстий» на проектный диаметр, не требующих рассверловки, сверлением пли продавливанием отверстий на 2—4 мм меньше проектного диаметра с последующей рассверловкой отверстий до проектного диаметра перед клепкой конструкций.
Сборку клепаных конструкций производят на стеллажах с использованием сборочного инструмента бригадой из 2—4 человек. Большинство клепаных конструкций собирают из деталей с отверстиями, просверленными на диаметр, меньший проектного.
Процесс сборки таких конструкций состоит из раскладки деталей на стеллажах в соответствии с размерами на чертеже, совмещения отверстий в собираемых деталях путем наводки их с помощью конических оправок, закрепления деталей болтами и оправками, подготовки конструкций для рассверливания или прочистки отверстий.
В зависимости от размеров, сложности и конфигурации конструкций сборку элементов производят целиком или узлами с последующим укрупнением этих узлов (рис. 108). Большинство клепаных конструкций (тяжелых подкрановых балок больших пролетов, ферм мостовых пролетных строений, тяжелых колонн и т. д.) собирают целиком. Сборка узлами применяется для сложных и громоздких конструкций. В первую очередь собирают нижний и верхний пояса 2, 3 из горизонтальных листов и поясных уголков, между вертикальными полками которых закладывают временные прокладки 1 толщиной на 1—1,5 мм больше толщины вертикального листа балки. После этого рассверливают отверстия и ставят заклепки, соединяющие горизонтальные листы с поясными уголками. После рассверловки и клепки поясов удаляют временные прокладки и в щель между уголками нижнего пояса 2 устанавливают вертикальный лист 4. На вертикальный лист 4 надевают верхний пояс балки, кладут собранную балку горизонтально и производят сборку всех мелких деталей. При производстве сборочных работ в указанной последовательности нее отверстия могут быть рассверлены станками, а заклепки поставлены пневматическими клепальными скобами.
Отличительными особенностями сборки клепаных конструкций по сравнению со сварными являются незначительные объемы разметочных работ, фиксация положения деталей болтами и оправками, повышенная плотность примыкания сборочных деталей.
Для плотного прилегания собираемых деталей друг к другу с кромок деталей необходимо удалять грат и заусенцы зубилом и шлифовальной машинкой. Плотность примыкания деталей обеспечивается постановкой сборочных болтов в каждом третьем отверстии, но не реже чем через 500 мм. Диаметр сборочных болтов принимается на 2—4 мм меньшим диаметра отверстий. Для предупреждения сдвига деталей забивают конические оправки, количество которых составляет около 30% числа установленных болтов.
Рис.108.Последовательность узловой сборки тяжелых балок: I, II, III—последовательность сборки; 1—временная прокладка; 2—верхний пояс; 3—нижний пояс; 4—вертикальный лист.
Для повышения качества сборки болты и оправки следует ставить в те отверстия сопрягаемых деталей, где совпадение наилучшее. При неудовлетворительном совпадение отверстий запрещается подгонять собираемые детали подтягиванием, подбивкой, а также увеличивать диаметр отверстия забивкой оправки. Для обеспечения плотного прилегания собираемых деталей постановку сборочных болтов производят от середины элемента к его концам.
Плотность примыкания деталей при сборке проверяется щупом толщиной 0,3 мм, который не должен проходить вглубь между собранными деталями более чем на 20 мм.
При большой повторяемости заказа или рисунков отверстий целесообразно применять кондукторы, по которым сверлят отверстия на проектный диаметр. В этом случае в отверстия ставят точеные сборочные пробки, диаметр которых на 0,3 меньше диаметра отверстий.
Сверление отверстий по кондукторам и сборка конструкций на пробках исключают рассверловку отверстий, уменьшают расход сверл, обеспечивают соблюдение проектных размеров пространственных конструкций, чего трудно достигнуть без применения дорогостоящих кондукторов.
Сборку серийных клепаных конструкции подкрановых балок или Н-образных сечений производят из деталей без отверстий («бездырная сборка»).