Стыковка и сварка заготовок из листовой стали производится на стенде предварительной стыковки, на котором можно производить стыковку заготовок с минимальной шириной 3000 мм и длиной 18 000 мм. Стенд имеет флюсовую подушку с принудительным пневматическим поджатием флюса и электромагнитным устройством, удерживающим заготовки в нужном положении в зонах сварки.
Сварка ведется под слоем флюса однодуговыми и двухдуговыми тракторами. Двухдуговые тракторы обеспечивают полный провар листов толщиной до 40 мм, сваренных встык без разделки кромок.
Все стыковые соединения, работающие на растяжение, контролируются ультразвуковыми аппаратами, а в сомнительных местах — рентгеновскими аппаратами или установками с радиоактивными изотопами.
Газовая резка заготовок на полосы производится на автоматической многорезаковой газорезательной машине «Черномор». Правка, строжка кромок, сверловка отверстий производится на листоправильных вальцах, кромкострогальном станке и на передвижных портальных радиально-сверлильных станках.
Сборка двутавровых балок производится при помощи сборочной установки с передвижным порталом (машина Костюхина), позволяющей производить сборку двутавровых балок высотой от 400 до 2800 мм и длиной до 24 000 мм. Сварка поясных швов балок производится под слоем флюса тракторами типа ТС17М или двухдуговыми сварочными головками, установленными на велосипедных тележках.
Правка изгиба горизонтальных листов (грибовидности) двутавровых балок производится на станке, устраняющем грибовидность полок толщиной до 40 мм и обеспечивающем угол в 90° между стенкой и полками балок. Фрезеровка торцов в случае необходимости производится на торцефрезерном станке.
Транспортирование заготовок, деталей и балок между рабочими местами осуществляется рольгангами, мостовыми кранами и электрифицированными тележками. Кантовка листовых заготовок для сварки с обратной стороны производится рычажным кантователем. Кантовка балок для сварки поясных швов производится при помощи стоечных кантователей.
Сборка листовых и решетчатых колонн переменного сечения (рис. 89) производится в следующем порядке. Вначале производится раздельная сборка верхней и нижней частей колонны, затем укрупнение обеих частей колонны и сборка второстепенных деталей. В верхней части некоторых колонн на уровне тормозных площадок делают проемы для прохода людей. Проем обрамлен листовой полосой, которую гнут кузнечным способом. Для обеспечения установки гнутой листовой полосы вырезки проема без зазоров вначале собирают обрамление проема из двух гнутых полос, после чего стыки заваривают и обрамление укладывают на стенку в соответствии с чертежом. Сборщик чертилкой очерчивает контур проема. Затем обрамление снимают и производят вырезку проема. При предварительной вырезке проема в цехе обработки обрамление будет иметь значительные колебания в размерах, появятся зазоры между обрамлением и стенкой колонны, что вызовет необходимость в дополнительной подгонке.
Рис.89.Сборочный кондуктор колонн: 1—торцевая плита; 2—диафрагма; 3—ветвь колонны; 4—боковой упор; 5—стеллаж; 6—траверса башмака колонны.
При укрупнении частей колонн необходимо следить, чтобы оси верхних частей в обеих плоскостях являлись продолжением оси нижней части колонны.